Внимание! В меню нашего интернет-портала появилась опция «Сетевизор». Если вы нажмете на эту кнопку, сможете смотреть в режиме онлайн программы четырех телеканалов – «NewsOne», «112-ый», «24», «ZIK». Не упускайте эту возможность!


 

Какой будет его «рельсовая война»?

Войцех Балчун возглавил «Української залізниці»
 
Много копий было в последнее время переломано в спорах о том, следует ли приглашать в правительство иностранных специалистов. Пока, как видите, эта тенденция видимых и тем более высоко позитивных результатов не дала. По существу, все иностранцы, которые работали в бесславно ушедшем Кабмине – Абрамавичус, Квиташвили, Боровик, Яресько, даже те, кто сразу принял украинское гражданство, – уже испарились. Правда, Яресько осталась на плаву, никуда не уехала и покупает сейчас какую-то высокотехнологичную компанию, но она девушка упрямая и прагматичная. С другими все пошло кувырком.  Говорить о Квиташвили, которому вроде бы постоянно мешали какие-то лоббисты и который, честно говоря, вообще ничего не сделал, бессмысленно. Но и Абромавичус, затеявший серьезный антикоррупционный демарш в правительстве и потому любопытный для нас хотя бы этим, тоже, помимо нежелания терпеть рядом Боровика, ничем значительным не отличился. Но вот тема иностранцев в правительстве на повестке дня снова. На сей раз речь идет о поляке Войцехе Балчуне, который выиграл объявленный Украиной конкурс на замещение должности начальника УЗ («Української залізниці»)
 
Отметим сразу: поляк – мужик отчаянный, рисковый. В его распоряжении окажется весьма непростое хозяйство, которое по очереди губили и обкрадывали сменяющие один другого министры транспорта, знаменитые и не очень Кирпа, Червоненко, Рудьковский, Винский. Не упомнишь, сколько их было. Но отрасль всегда находилась в упадке. Каждый придумывал для себя какую-нибудь пропагандистскую фишку – кто станции благоустраивал, кто цены на билеты поднимал, – но ни один не справился с безумной отраслевой коррупцией. Так что Балчуну придется, ох, как туго. Да и в техническом отношении тоже. Вагонный парк старый. Пути кое-где вконец изношены. Пассажирские перевозки нерентабельны. Все пассажирские поезда, кроме некоторого числа фирменных, в ужасном состоянии. На Востоке страны процветает контрабанда – составы с углем ломятся на оккупированную территорию. А крышуют «контрабас» силовики. В общем, куда ни кинь, везде клин. Но Войцех Балчун готов рискнуть.
 
Ему предстоит серьезная «рельсовая война». Если знаете, этот термин родился во время второй мировой войны там, где силы сопротивления сражались с врагом на железных дорогах. Это, конечно, метафора. Но, уверяем вас, вполне уместная. Украина не Польша. Здесь криминалитет всегда чувствовал и чувствует себя вольготнее. Политика вероломна. И всякая реформа сразу же сталкивается с огромным числом почти непреодолимых препятствий. Балчун, похоже, это знает, но отступать не собирается. Поскольку после переформатирования Кабмина это на нашем грозовом небосклоне – первая ласточка с Запада, предлагаем вашему вниманию интервью с Войцехом Балчуном, которое он дал изданию ЦТС – «Центр Транспортных Технологий»
 
 
Войцех Балчун (46 лет) одевает кеды, джинсы, светлый пиджак поверх синей тенниски, покидает свой красивый дом в лесу на правом берегу Вислы, садится в белый Mini Cooper и отправляется в один из отелей Варшавы на встречу с нами. Стиль общения приятный и чрезвычайно демократичный, но деловой. Рок-звезду в нашем собеседнике не выдает абсолютно ничего. О творческой личности свидетельствуют разве-что длинные волосы, собранные в хвост, и разноцветная веревочка на запястье. Балчун мастер перевоплощения. Сейчас перед нами человек, который превратил убыточного грузового железнодорожного перевозчика PKP Cargo в прибыльного, второго в ЕС по грузообороту после DB. Человек, который входит в 20-ку лучших антикризисных менеджеров Польши и четко понимает, какие стандарты необходимо внедрить на железных дорогах Украины, чтобы приблизить нас к Европе. Но уже через пять дней он будет давать рок-концерт вместе со своей группой «Хемия» в одном из концертных залов Варшавы.
 
Такое умение эффективно взаимодействовать с большой аудиторией в свое время сильно пригодилось ему в PKP Cargo. Балчун умел выступать перед местным профсоюзами, которые еще со времен «Солидарности» славятся своим норовом и злостью. Говорят, что он лично объезжал региональные отделения компании, где убеждал сотрудников, что единственным вариантом для ж/д перевозчика является болезненная реструктуризация. Профсоюзы протестовали против этого, но в конце концов согласились. Что и как именно менять на «Укрзализныце» Балчун тоже хочет в первую очередь обсудить с профсоюзами – сказывается польская закалка. Приходится намекнуть на то, что это, безусловно, отличная идея, но найти в Украине реальный не прикарманенный профсоюз не так-то просто.
 
«Да, я не являюсь типичным представителем, так называемых белых воротничков, или людей, которые 24 часа ходят в галстуке и костюме. – рассказывает Балчун, отказываясь от кофе и заказывая бутылку с водой. -  У меня есть свое хобби в жизни, которое никогда не влияло на качество моей работы в сфере бизнеса. Я такой, какой я есть. Но я точно не буду в УЗ говорить о музыке, а только о бизнесе, интересах компании и трудной общей работе, чтобы УЗ стала лучше функционировать»
 
Вместе с тем, Балчун расспрашивает нас, сколько человек в нынешнем правлении УЗ умеет говорить по-английски. Видно, что это его тревожит. Но после того, как он узнает, что там уже полгода неплохо работается не знающему русского и только изучающему украинский, немцу Штефану Хофсаесу, удовлетворительно кивает. «Ну, для немцев кириллица – это вообще абстракция, поляки здесь конечно дают фору»
 
Из Киева в Варшаву, чтобы записать это интервью мы отправились на автомобиле, поскольку поездом получалось дороже и неудобно по времени. Впрочем, пришлось застрять на 11 часов на самой границе. От этой истории у Балчуна становятся круглыми глаза. «Как такое вообще возможно?» - удивляется он. Нам кажется, что, работая в Украине, ему придется задавать этот вопрос еще не раз.
 
Войцех Балчун
 
- Если правительство утвердит вас в должности главы УЗ (он уже утвержден – ред.), вы можете пообещать, что поезд Киев-Варшава из «поезда контрабандистов» превратится в доступное и удобное средство передвижения?
 
- Конечно, я хотел бы быстро решить проблемы, связанные с контрабандой и коррупцией. Когда я пришел работать на в PKP Cargo, то увидел, что и там много сотрудников были привлечены к разным коррупционным схемам и со временем мы решили эту проблему. Но я всегда повторяю, что не хочу играть прокурора. Я менеджер и должен создать такую систему, которая паталогические процессы в компании природным способом, может быть даже эволюционным, поменяет.
 
- Каким образом?
 
- Через внедрение различных соответствующих процедур, системы внешнего контроля…  Человек – существо слабое и только через такие процедурные решения можно его ограничивать. Может это будет для кого-то неожиданно, но скажу, что не следует думать, что в такой гигантской компании как УЗ можно взмахнуть палочкой и все патологии исчезнут в один момент. Должны произойти изменения в ментальности, сотрудники должны больше солидаризироваться с интересами компании и государства, чувствовать, что если он сделает что-то не так, то потеряет деньги его компания… Это процессы на много лет. Но очень важно, чтобы выстроенная система постоянно становилась все более и более плотной и автоматически нивелировала склонности к коррупционной деятельности.
 
- Вы верите в то, что Украина вступит в Евросоюз?
 
- Я бы очень хотел этого. Очевидно, что в ЕС есть много своих проблем и недостатков, но в мире нет идеальной системы. В то же время пребывание в таком союзе позволяет достигнуть большего, чем на какой-то отдельной где-то там периферийной позиции. На примере Польши скажу, что такая глубокая модернизация, которая произошла здесь после вступления в ЕС – это огромная перестройка страны в абсолютно в каждом аспекте ее функционирования.
 
- Вы как менеджер на очень хорошем счету и в Польше, и в ЕС в целом. Почему все-таки вас заинтересовала возможность работы в Украине?
 
- Мне кажется, что Украина – очень близкая к нам страна, и в плане менталитета, и культуры, у нас есть общие близкие корни. Даже мои предки походят с Западной Украины. Мой дед, а он был юристом, родился в Рогатыне и все его предки оттуда же – с Ивано-Франковской области.
 
- Получается, что вы возвращаетесь на родину своих предков?
 
- Я горд, что у меня есть такой шанс… Для меня это огромный профессиональный вызов. Дело не только в деньгах.
 
- Сколько раз вы бывали в Украине?
 
- Два раза. Впервые это было где-то в 2008 году, когда я начал работать в PKP Cargo. Тогда я в составе официальной правительственной делегации побывал в Одессе. Ну и сейчас – в начале апреля в Киеве.
 
- Вы готовы к тому, чтобы не только работать, но и бороться за реформы железных дорог Украины?
 
- Мне кажется, что реформирование – это ожидание правительства Украины. Что это соответствует интересам общества, чтобы такое предприятие как УЗ поменялось так же, как в целом меняется страна. Если речь идет о превращении вашей страны в современное государство, в государство, которое соответствует западным стандартам – это невозможно без аналогичных изменений в деятельности госкомпаний. Все должны понимать, что в таких условиях невозможно продолжение существования системы функционирования железных дорог, созданной десятки и десятки лет тому назад при абсолютно других экономических реалиях.