Внимание! В меню нашего интернет-портала появилась опция «Сетевизор». Если вы нажмете на эту кнопку, сможете смотреть в режиме онлайн программы четырех телеканалов – «NewsOne», «112-ый», «24», «ZIK». Не упускайте эту возможность!

Космос по имени Светлана

Космос по имени Светлана

До сих пор, стоит мне подумать о Светлане, она  материализуется в моём воображении лёгкой, пластичной, ритмично движущейся фигуркой, увлекающей за собою по кругу пестрый хоровод колченогих, спотыкающихся детей-церебральников, подобных из-за нарушенной пространственной ориентации  вихляющимся куклам. Мы снимали в знаменитом реабилитационном центре «Золотой Ангел» документальный фильм, а Григорьева (тогда Дутка) работала там, в отделении арт-терапии.

В тот день она и ее подопечные были актерами, разыгрывающими историю о добром докторе Айболите, и потому, самозабвенно пританцовывая, распевали на пределе громкости веселую песню, чей рефрен -- «Лимпопо»,-- тянулся за ними нескончаемым звуковым шлейфом. Светлана, как это случалось с нею на театральных занятиях всегда, была погружена в атмосферу спектакля по самую макушку. Ее искренность и неумение врать обойденные здоровьем малыши, хоть и не умели понять, что с ними в эту минуту творится, чувствовали всей кожей, и бессознательно отвечали тем же.  Зал был переполнен светлой энергией счастья. Мне тогда показалось, что это самим небом определенное для Светланы духовное, творческое послушание, и ничего иного искать ей нет никакого резона. Ее высшее назначение найдено – раз и навсегда. Однако прошли годы, и судьба С. Григорьевой сложилась несколько по-иному.

У меня нет информации для ее жизнеописания, да и не моё это дело. Но когда спустя весьма длительное время я снова столкнулся со Светланой – произошло это в Одесской русской драме, на блистательном Master Jam Fest-е, --  она очаровала меня снова, на сей раз мастерством рисовальщика, способного в считанные минуты  не столько портретировать, сколько схватить ментальный  образ  музыканта, дающий точное представление об особенностях его исполнительской манеры. Делала она это решительно, резкими, просторными движениями «стила», мгновенно схватывая характерную динамическую форму кентавра «человек-инструмент» и довершая ее деликатной, дымной, чуть смазанной, создающей иллюзию звучащего движения растушевкой. Итогом ее работы на четырехдневном фестивале было множество альбомного формата рисунков, которые могли бы стать содержанием замечательного по силе выразительности и пониманию существа натуры вернисажа.

 

 

 

Как я потом узнал, в тот период С. Григорьева уже не работала в Центре Б. Литвака, но, в принципе, продолжала ту же стезю – вроде бы сосредоточилась на психологии, возможно, стала психотерапевтом и то ли в русле частной практики, то ли как-нибудь иначе (мастер-классы, вебинары, мало ли что нынче придумано!) занялась возвращением страждущим от внутреннего разлада людям душевного здоровья. Однажды я  забрался на ее страничку в Фейсбуке, благо мы в этой социальной сети давно «задружились», и у меня сложилось такое чувство, будто она в какую-то минуту одним волевым усилием избавилась от ненужного, гнетущего груза, который тащила на себе годами; сбросила его тяжесть, избавилась от набивших сердечные ссадины добровольных оков, и вернула себе природное умение радостно воспринимать нашу унылую реальность как полный сюрпризов, таящий в себе массу восхитительных возможностей Космос.

Допускаю, что преувеличил масштаб происшедшей с нею метаморфозы или вообще попал пальцем в небо  -- ведь мне о ее нынешней жизни почти ничего не известно, и я выдаю за некую данность свои догадки, которые вполне могут оказаться пустыми фантазиями. Но попробуйте проникнуть тайком, деликатно в ее фейсбуковское пространство; доверчиво погрузиться в мир ее живописи, рассмотреть хорошенько ее акварели, о существовании которых я узнал лишь недавно, и у вас вряд ли возникнет необходимость возвращаться к этому разговору.

Первая эмоция, которую я испытал, столкнувшись с этим чудом впервые, была парадоксальной эмоцией узнавания. Мне не верилось, что все это великолепие (именно так -- живая совокупность бессчетного количества листов, дышащих полупрозрачными мазками красок, тающих в шероховатой фактуре, всплывающих, подсыхая, на поверхность, приглушенных или манифестирующих ослепительной яркостью!) появилось на свет только сегодня, и автор – всё та же Светлана. Альбер Марке, прекрасный французский художник, почивший после войны в Париже, – вот, кто почудился мне стоящим дружеской тенью за плечом С. Григорьевой.
 

 

 

 

Волнующей иллюзии способствовало и то, что некоторые из Григорьевских акварелей, наиболее насыщенные, яркие, как нельзя лучше отвечают демонстративной стилистике «фовизма», которому Марке отдал немало сил и времени. Нет, я конечно, понимаю, что моя оценка может показаться чрезмерной. И сразу хочу уточнить -- здесь и речи не идет о каких-то заимствованиях, эксплуатации чужой колористики или технических приемов. С. Григорьева абсолютно самостоятельна. Просто она, акварелист от бога, принадлежит, наверное, в сфере чувствований и зрения кругу Марке, коренится в той же  почве; распорядись звезды иначе, могла бы без натуги, естественно и просто  существовать в европейской художественной среде, какою та сложилась на  сломе 19 и 20 веков.  И если вас не убедит в этом          серия вкуснейших эскизов Мальтийского прибрежья в районе Валетты, которыми переполнена ее страничка, пейзажей, не уступающих, как по мне, изображениям  Сены, излюбленной натуры Марке, значит я ничего не понимаю в апельсинах

Не буду приводить названий этих, исполненных смело и уверенно приморских работ, где абрисы скал даны лишь чувственным намеком; непрестанное мельтешение, мерцание вод передано приглушенными, грубо положенными пастельной мягкости мазками; в фигуративных отпечатках лодок и парусов скрыт подавленный  импульс движения; едва намеченные торсы людей, вырастают из солнечно-песчано-туманной субстанции; очертания строений, фелюг и мачт  продлены в многоцветных, уходящих в зыбкую глубину отражениях; произвольная, чаще всего фронтальная перспектива условна, как принято в  наивной живописи; пульсирующая, обремененная влагой, светящаяся материя  заполняет до краев всё мироздание. Нет смысла и нужды классифицировать эти произведения  посюжетно. Тем более, что для этого нет никаких оснований. С. Григорьева дарила их интернету, я «лайкал» и утаскивал к себе. У меня даже нет уверенности в том, что листы, иллюстрирующие это непритязательное эссе, действительно написаны в одном месте. Тут важно иное.

Все они, вместе взятые, являют собою как бы подступы к некоему панорамному полотну, которое вместило бы в себя широчайший спектр чувствований, охватывающих художника от соприкосновения один на один с первородными началами земли, воздуха, моря, откуда все сущее произошло и куда уйдет бесследно, когда наступит для того повод, настанет урочный час. Правда, полотно это никогда не будет написано. И единственным намеком на то, что в другой жизни подобное могло бы со нашим художником случиться, останется следующее наблюдение. С. Григорьева иной раз орудует акварелью не как бесплотным материалом несмелых намеков и прозрачных подсказок, а будто маслом, растягивая краску по бумаге энергично, сильно, укладывая ее локальными, густыми языками, будто формируя фон многофигурного, фундаментального сюжетного полотна.

Понимаю, все, что здесь сказано, выглядит более чем субъективно – слишком нежно и тепло я отношусь к этой не устающей восхищать меня женщине. Но поскольку мне и в голову не приходит настаивать на том, что  читатели непременно должны всецело довериться моим оценкам, предлагаю каждому из тех, кому это интересно, сравнить свои впечатления с моими. В идеале нужна была бы выставка акварелей Светланы Григорьевой. Лучше всего – в демонстрационном зале «Золотого Ангела», дома, которому она отдала значительную часть жизни.  Но это уж как получится…

Валерий Барановский

   

 

Комментарии

Великолепная статья!Благодарим!!!
Валерий, Вы действительно что-то в апельсинах понимаете! Благодарю за то, что познакомили со Светланой. Она, несомненно, талантлива. А Вы - безусловный продюсер (читай -промоутер): так интересно "преподнести" самого человека и ее творения - это заслуживает восхищения!
Светочка, ты не только талантлива во всем. Твоя Душа полна Радости и Любови. Твой внутренний свет проникает через глаза и улыбку и озаряет все вокруг. Люблю, обнимаю, рада буду встрече.

Добавьте новый комментарий