Внимание! В меню нашего интернет-портала появилась опция «Сетевизор». Если вы нажмете на эту кнопку, сможете смотреть в режиме онлайн программы четырех телеканалов – «NewsOne», «112-ый», «24», «ZIK». Не упускайте эту возможность!


 

Одесса. Семейный альбом

Одесса. Семейный альбом

Выставка «Одесса в старых фотографиях» открылась в местном  Музее Западного и Восточного искусства на вполне законных, как мне кажется, основаниях.  Да, это не живопись, не графика, не коллекция предметов прикладного искусства, и если бы занявший целых  три зала «семейный фотоальбом» представлял нам  исторический облик какого-нибудь из других, пусть и насквозь  европейских, городов, даже в этом случае, ему было бы здесь, наверное, не место. Но перед нами – Одесса. И потому для сердец коренных горожан маленькие, пожелтевшие, отчасти выцветшие прямоугольники и квадратики старинной фотобумаги не менее ценны, нежели знаменитые живописные полотна. Так что, размещение в храме традиционных искусств добрых пятисот фотосвидетельств недавнего но, учитывая бешеную динамику нынешних перемен, увы, невосстановимого, неповторимого прошлого, оказалось вполне символичным, а значит -- целесообразным и разумным.

Авторы экспозиции поглощены «Одессикой» чрезвычайно давно. Один из них, Анатолий Дроздовский, -- известный филокартист и весьма просвещенный краевед, чьи роскошно изданные альбомы, содержащие фрагменты его грандиозного масштаба коллекции, широко известны и раскупаются, как только попадают на рынок. Второй, Евгений Волокин, известный журналист, бывший руководитель одесского корпункта информационного агентства «Вікна», владелец почти одноименного интернет-портала «Вікна-Одесса», тоже озабочен историей нашего города уже много лет. Он с поистине научной дотошностью разыскивает все новые и новые иконографические материалы, идентифицирует документальные изображения жилых зданий, общественных сооружений, уличного декора, площадей, скверов, давно перекроенных перекрестков, уже исчезнувших двориков – всего того, что в совокупности дает нам отчетливое представление о разных этапах развития Одессы, о том, какою она была в сравнении с тем, чем стала теперь. Таким образом, оба фундатора выставки, ни слова не произнося по пустякам, выносят вердикт – иногда благожелательный, чаще, к сожалению, обвинительный – деятельности нескольких поколений властей предержащих, которые пришли на смену знаменитым градоначальникам былого.

Для одесситов старшего и отчасти среднего поколения эта уникальная выставка особенно интересна. Конечно, время безжалостно и никого не щадит. Ветшают улицы, уходят в небытие люди. В моей телефонной книжке все меньше действующих, активных номеров. Все реже я сталкиваюсь с земляками, которые могут похвастаться тем, что прожили на свете дольше меня. И тут ничего не поделаешь. Но тем интереснее и поучительнее медленное перемещение по залам (вприпрыжку тут ничего не увидишь), пристальное разглядывание очаровательных своей честной неприлизанностью карточек (даже ретушь начала века согревает душу своей безыскусностью), томительный процесс узнавания давно и, казалось бы, прочно забытых примет городской среды, сопряженный с иллюзией   путешествия на каким-то чудом включившейся машине времени. Что-то оставляет нас равнодушными. Чего-то, безвозвратно исчезнувшего ужасно жаль. Что-то, вроде планироовочной логики первых градоустроителей, проступающей в старинных городских ландшафтах, вызывает восхищение.

Но рано или поздно сладкие воспоминания, нахлынувшие на вас при знакомстве с большой и подробной экспозицией, начинают проецироваться  в контекст  нынешнего дня, и тогда элегическое настроение уступает место легко объяснимому раздражению. Как и кто, скажите, смог бы внушить  Маразли или Новосельскому, что уничтожение изумительной своей винтажностью аллеи, ведущей к Аркадийскому пляжу, чтобы взамен нее выстроить, да еще и плохо, некачественно, пошлые и безликие торговые ряды, было единственно возможным?  Кто возьмется обосновать, глядя в глаза отцам-основателям Одессы, зачем была нарушена патриархальная гармония тишайшего Французского бульвара, с которого исчезли бельгийские фонари, павильоны остановок и розовые, увитые плющом ограды, но зато появились уродливые глыбы многоэтажек, которые обязательно приведут к полной, членовредительской перемене его облика? Как убедительно мотивировать перед нашими придирчивыми, нравственным предкам, решение  довести до ручки, а затем снести с лица земли «Овальный дом» на Греческой площади, на месте которого вознеслась к небу стеклянная консервная банка «Афины»? Да никак! Потому что вандализм редко поддается удовлетворительному истолкованию. Мотивы его, как правило, глупы и аморальны.

Однако и те, кто еще помнит Одессу другой, и молодежь, для которой невдомек все то, что является открытой книгой для старичков, после тесного знакомства с урбанистическими образами ушедших эпох просто обязаны прийти к общему заключению. Да, значительная часть вещного облика Одессы окончательно и бесповоротно истреблена. Но осталось еще достаточно много удивительной красоты зданий, которые, несмотря на то, что они порядком подпорчены стихиями и человеческим небрежением, могут быть еще восстановлены, приведены в божеский вид, стать экзотическими островками материальной и духовной истории в пучине современной урбанизации, которая, на беду, продолжится – прогрессу даже в самом примитивном его выражении (парадокс!) ножку не подставишь. Доказательством моей правоты может послужить хотя бы Тираспольская улица, которую в каденцию Э. Гурвица привели в состояние одной из красивейших транспортных магистралей города. Словом, нужно сделать все необходимое для спасения того, что еще можно спасти. И тем самым восстановить нарушенную связь времен.  Если выставка подтолкнет наши неразумные городские власти к подобному решению, значение ее будет трудно переоценить.

И еще одно. Те, кто постарше, должно быть, помнят, что в пору их молодости в сувенирных киосках южной курортной  Мекки продавали миниатюрные книжечки, в которые, вместо страничек, были вклеены суставчатые ленточки фотографий, посвященных достопримечательностям мест, куда с энтузиазмом устремлялись наши соотечественники в  годы тотального советского туризма. Евгений Волокин со товарищи пытается эту давнюю идею реанимировать. Уже выпущено несколько таких фотоширмочек, посвященных местным архитектурно-историческим раритетам, которые авторы пытаются распространять комплектами, упакованными в общий футляр. Выглядит этот сувенир очень привлекательной данью памяти. Меня никто на это не уполномочивал, но, представляя себе, как трудно выпускать такие сувениры достаточным для достижения элементарной рентабельности тиражом, призываю местный бизнес, склонный к романтическим поступкам, подключиться к реализации сугубо одесского проекта.

Вот, пожалуй, и всё. Продлится выставка до 20 сентября. Поторопитесь…

Фотографии с сайта «Вікна-Одесса»
Валерий Барановский


 

Добавьте новый комментарий