Внимание! В меню нашего интернет-портала появилась опция «Сетевизор». Если вы нажмете на эту кнопку, сможете смотреть в режиме онлайн программы четырех телеканалов – «NewsOne», «112-ый», «24», «ZIK». Не упускайте эту возможность!

С Днём джаза, друзья!

С Днём джаза, друзья!

25 апреля – Всемирный День Джаза.  Одесса, конечно же, не могла обойтись без концерта, посвященного этой дате: и, слава богу, здравствующим, активно творящим по всему белу свету джазменам,  и памяти, увы, ушедших от нас хороших, талантливых музыкантов – Юрия Кузнецова и Олега Золоева. Но прежде всего – адресованного самому Джазу, великому, непревзойденному, удивительному явлению музыкального искусства, обращенному к интеллекту и душе одновременно, и там, и здесь находящему благодарное понимание и сочувствие.

Нужно ли уточнять, что концерт этот уже в шестой раз подряд организовала фирма Master-Jam Михаила Фрейдлина, слава о котором как об одном из зачинателей джазового движения в нашем городе,  давно преодолела границы Одессы. Я имею в виду не только первые фестивали джаза в наших краях, где на почве общих интересов и пристрастий сошлись два талантливых человека – М. Фрейдлин и Ю. Кузнецов, великолепные менеджер и исполнитель, а то, что воспоследовало этим опытам, когда пути того и другого разошлись.

Думаю, все, кто искренне любит джаз, помнят о том, что происходило в Одессе несколько лет назад, когда совершенно невероятный, если ему не мешать, Михаил Фрейдлин  учинил в помещении русского театра четырехдневный фестиваль джаза, равного которому Одесса до той поры не знала. Были, разумеется, большие концерты в филармонии, где играли и сами, и вместе с Ю. Кузнецовым, нервом и душой этих изумительных, праздничных «sessions», приглашенные отовсюду прекрасные исполнители. Но такого многодневного пиршества джаза всевозможных направлений, причем подготовленного и проведенного на принципиально импровизационной основе, по крайней мере, на территории постсоветского пространства никогда не бывало. Я имею в виду не только манеру, индивидуальные особенности игры музыкантов, но прежде всего – отбор исполнителей, который осуществлялся в социальных сетях и носил жесточайший характер, в результате чего прошедшие такой вот высоко вероятностный кастинг и пробившиеся на основную конкурсную сцену музыканты оказались способными одинаково блестяще работать в любых  сочетаниях (их перетасовывали ежедневно) и в составе грандиозного биг-бэнда, где сошлись в заключительный день.  

Зачем так подробно писать о том, что давно прошло? По двум причинам. Во-первых, я слышал в антракте нынешнего концерта ворчание некоторых зрителей – дескать, то, что происходит на сцене, не сравнить с фантастическим джаз-марафоном 2013 года, -- и считаю нужным уточнить для скептиков следующее обстоятельство: нельзя сравнивать международный фестиваль с обычным концертом, пусть и с приглашенными звездами. А во-вторых, не мешает напомнить о том, что «Мастер Джем Фест» был придуман и осуществлен тем же  Михаилом Фрейдлиным, который на сей раз предложил нам достаточно привлекательный, крепко сколоченный дайджест джазовой музыки, воспоминаний о джазе, надежд на новый джаз. Но не больше. И это надо понимать. Теперь – о несомненных достоинствах и особенностях концерта.

Прежде всего объясню, что я имею в виду, произнося слово «надежда». Если первое отделение трехчасового музыкального представления с прологом прошлогоднего мюзикла и новым знакомством с оркестром Николая Голощапова, которым теперь уже дирижирует Алексей Петухов, как бы обозначило для зрителей уровень нынешней джазовой культуры Одессы, мало отличающийся от свойственного иным градам и весям страны, то второе посулило поклонникам джаза совершенно невероятное будущее. Оно предстало перед нами, прежде всего, в облике детского биг-бэнда родом из Киева под управлением Виктора Басюка (Victor Basiuk Orchestra).

Думаю, то, что делали на сцене подростки и совсем малыши, которые виртуозно управлялись с  трубами, саксофонами, тромбонами прочим оркестровым инструментарием, заслуживает отдельного разговора. Я не великий музыкальный критик, но мне кажется, что ребята лихо управлялись; солировали так чисто, вдохновенно и одновременно деликатно, что зал, как всегда на таких концертах переполненный студенческой вольницей, просто затихал от восторга. Особенное наслаждение вызывало ощущение тесного, чуть ли не тактильного контакта между музыкантами и дирижером. Он вел их по сложнейшим  партитурным ходам с поразительным изяществом и пластикой, а они мгновенно подчинялись невидимым импульсам силы, движения, исходившим от Басюка, постоянно пританцовывающего перед своим обожаемым «бэндом» и проживающим вместе с ним каждый звучок, каждую паузу, каждую перемену ритма. Был момент, когда мне показалось, что я в кино и смотрю какую-нибудь  «Серенаду солнечной долины» или что-нибудь столь же патриархальное и совершенное в своей очаровательной стилизации.

Продолжая тему «надежды», нельзя забыть и о хоре третьей детской музыкальной школы -- «Забава», лауреате множества престижных смотров, чей художественный руководитель – дирижер и неординарный, талантливый выдумщик – Светлана Смирнова нашли вместе с Алексеем Петуховым удивительный алгоритм своеобразного джазового пения. Слова номера – осмысленный текст о «Сороке, которая кашку варила», или намеренная абракадабра, однако же, по высоте тона и сочетанию звуков, заподлицо укладывающаяся  в нужные места партитуры, -- сочетаясь с согласными, срифмованными, напоминающими иероглифы жестами артистов, которые из зала читаются, опять-таки, уникальной нотной записью, рождают удивительный эффект симультанного восприятия сыгранной, спетой  и как бы нарисованной  музыки.

Разве это -- и детский бэнд, и хор – не обращено в будущее джаза? Тут ведь дело  не в  формальных подсказках, а в том, что эти маленькие музыканты благодаря своим умным наставникам натренируют в процессе возмужания такой мыслительный аппарат, накопят такой креативный потенциал, что можно будет с уверенностью говорить о подлинных открытиях, которые они непременно совершат в искусстве. А потому идея М. Фрейдлина, поддержанная и Н. Голощаповым, и А. Петуховым, о международном детском джазовом фестивале мне кажется очень здравой и плодотворной.

Вот тут мы естественным образом переходим к третьему отделению концерта.  Отличный квинтет высоких профи в составе – Алексея Петухова (рояль), Дмитрия Александрова (саксофон), Денниса Аду (труба), Максима Кондратьева (контрабас), Павла Галицкого (ударные) – подарил зрителям с участием моей особой, постоянной симпатии флейтистки от Бога Нелли Манукян первоклассный сейшн.

А затем на сцену вышел датчанин Грегори Бойд, -- композитор, певец и.., чуть было не сказал  «на дуде  игрец», а на самом деле – игрец на каких-то двух странных кастрюлях (понятия не имею как они называются), из коих он извлекает звуки, которых нигде больше не услышишь (правда, в этот раз он их оставил где-то на таможне), -- и  сообщил своим странным, надсаженным, неправильным голосом, чей тембр завораживает в  первую же секунду:  «Summertime». Можете ли вы себе представить, что началось в зале!

Так общаться с благодарной публикой галёрок, как это делает Бойд, не умеет почти никто. При этом он не вылазит из кожи вон, не пытается непременно понравиться, а пританцовывая в такт музыке, то и дело поворачиваясь к залу спиной, давая всем своим видом понять, что его куда больше интересуют вот эти ребята, над которыми колышется, разрастаясь, накрывая собою подмостки, кулисы, ряды кресел и его, Бойда, непокорную персону пульсирующий купол теплой, то заговорщицки  звучащей, нашептывающей ему на ухо важные вещи, то внезапно высоко вскрикивающей, чтобы тут же обрушиться вниз, трепеща и задыхаясь от восторга, музыки…

Грегори Бойд пел, условная галерка музкомедии ему самозабвенно вторила; квинтет исходил истомой; Нелли (я о ней еще когда-нибудь попытаюсь написать отдельно) ввинчивалась в   атмосферу, заполненного дыханием блюза зала пастушеской свирелью, а я, тая от наслаждения и душевного согласия со сценой,  видел в происходящем реплику из прошлого, из 2013 года с его великолепным фестивалем импровизаций. Почти уверен, повторить его в прежнем качестве вряд ли удастся. Да и зачем, если уже назревает другой – детский -- джазовый праздник, который может получить не меньший масштаб, если на Михаила Фрейдлина обратят свои культурные устремления спонсоры. Может быть, те же самые, что позволили ему сегодня зайти в своих творческих вожделениях так далеко. Это главным образом – «Инновационное пространство HUB 4.0» (Валерий Омельченко)  и «Национальная научно-технологическая Ассоциация Украины» (Виктор Ивченко).

Тот факт, что В.Омельченко и В.Ивченко готовы тратиться на культуру, даже в том случае, если это им не сулит немедленных прибылей, не то, что материальных, но даже из ряда вон выходящих имиджевых, очевиден и заслуживает всяческого уважения. Ведь только тот большой бизнес, который делает осмысленный вклад в ментальное здоровье нации, может с уверенностью смотреть в завтрашний день, понимая, что в цивилизованном обществе, формированию которого он способствует, его право на существование не будет подвергнуто сокрушительным – в прямом, физическом смысле слова – сомнениям. Ну, а кроме того спонсоры концерта, насколько мне известно, -- просто нормальные, достойные, просвещенные люди. Значит,  можно предположить, что их сотрудничество с Одессой продолжится. Стало быть, международный детский фестиваль в обозримом будущем состоится. Чего же больше!

Еще раз – с Днем джаза, друзья!

Валерий Барановский

Мгновенные зарисовки
Светланы Григорьевой

 

 

Добавьте новый комментарий