Внимание! В меню нашего интернет-портала появилась опция «Сетевизор». Если вы нажмете на эту кнопку, сможете смотреть в режиме онлайн программы четырех телеканалов – «NewsOne», «112-ый», «24», «ZIK». Не упускайте эту возможность!


 

Город и порт. Противостояние продолжается

Город и порт. Противостояние продолжается

Впервые на моей памяти автор этой статьи заговорил о конфликтных, глубоко противоречивых взаимоотношениях  города и порта достаточно давно. Им был опубликован полемически острый материал, не реагировать на появление которого, казалось бы, не могли ни городские власти, ни  региональные. Тем более, что первые столкновения горадминистрации с  руководством Одесского порта уже седой бородой обросли и относятся к тем давним временам, когда заведующий уникальным производством Павлюк еще считался харизматическим лидером и самонадеянно обещал нам «поднять вокруг себя все», что еще по каким-то причинам выглядело недостаточно энергично.

Уже тогда городской голова Эдуард Гурвиц, вовремя смекнувший, что порт при всем своем очаровании далеко не градообразующее предприятие, а будущее морской отрасли при нарастающем в стране бардаке отнюдь не воодушевляет воображение, переориентировался в своих приоритетах на международный туризм и высокие технологии, что требовало выноса погрузо-разгрузочных терминалов за границы исторического центра города, где они счастливо прилепились в давние, архаические времена. Разумеется, начпорта был категорически против. Развязалось нешуточное сражение, которое в ту пору ни к чему не привело. Оно и понятно.

Если бы Э.Гурвиц мог тогда предположить до какой степени разнузданности дойдет сопряженная с деятельностью почти немодернизируемого порта экологическая диверсия против города, стремящегося получить статус курорта; если бы он мог провидеть размах бессовестного воровства из государственного кармана, коему в обозримом будущем упоенно предадутся забугорные арендаторы госпричалов, в незатейливом хозяйстве каждого из которых была небольшая, но весомая доля, принадлежащая  бывшему грузчику,  так ничего и не поднявшему, кроме разве что уровня собственного благосостояния, он, отчаянный оппонент портовиков, возможно, продолжал бы сражение. Но, во–первых, предвидеть стремительный рост уровня коррупции, который сегодня стал для нас нормой, было невозможно, а во-вторых, Э.Гурвица надолго вывели из игры.

Я верю в роль личности в истории и потому смею утверждать: именно последнее обстоятельство в значительной степени способствовало тому, что сегодня мы значительную часть дня дышим биологической и рудной пылью, а патриотически настроенный, умный автор статьи, которую он написал для сайта www. argumentua.com, а мы с удовольствием оттуда позаимствовали, всполошенно бьет во все колокола. Мы потеряли лучшего на ту пору мэра, а взамен получили жулье, которое уничтожение города в угоду интересам своих криминальных и безмерно жадных хозяев начало в том числе и с превращения порта, распложенного в центре Одессы, в грандиозный терминал по перевалке вреднейших сыпучих грузов, все разрастающийся, однако, приносящий государству, вместо соответствующей масштабам дела прибыли,  поистине «кукушкины слезы». Читайте и думайте. Завтра продолжим.

Одесса, жемчужина без моря.
Часть 1: «зелень» против экологии

После оккупации Крыма Одесский регион невольно стал морским курортом № 1 Украины, что дало самобытной, исключительной в своей неповторимости Одессе уникальный шанс стать флагманом туристической отрасли Украины и центром рекреационных новаций, развития водного спорта с привлечением самых современных технологий, архитектурных и градостроительных решений.

Но преобразование Одессы в современный бизнес-центр, центр туризма, культуры и отдыха уже явно тормозит мутный бизнес с шлейфом бандитских 90-х, с невнятными «забугорными корнями», с полным пренебрежением к нуждам и потребностям города со стороны портовых властей и обильных причальных арендаторов.

Сегодня будущее Одессы буквально убивают в угоду сверхприбылей конкретной группировки, контролирующей морской порт с начала 1990-х. Убийства, контрабанда оружия и наркотиков, черные схемы «высасывания соков» из еще советских причалов — все это было и есть в новейшей истории Одесского порта. Группировка, о которой идет речь, и сегодня решает вопросы «черных заработков» — только уже совместно с мэрией Одессы, насквозь пронизанной коррупцией Администрации портов, Министерством инфраструктуры и, естественно, вездекушающими «народными» депутатами.

Расскажем о том, какой может стать Одесса, если произволу в ее порту одесситы положат конец.

Что такое современный порт

Еще совсем недавно порт в центре любого крупного города мира был и благом, и бедой. Благом потому, что  давал работу горожанам и наполнял  бюджет. Бедой — потому что города исторически росли вокруг портов и вместе с портами, местами образуя затейливые конгломераты разнообразных производств и плохо устроенного жилья, с ужасной транспортной логистикой и экологией. Порт — это всегда транспортный и промышленный узел с перевалочной базой впридачу, причем, независимо от того, где он расположен, в центре города или за его пределами. Поэтому во всех реальных портах всегда было шумно, пыльно и грязно.

Но лишь до середины 1980-х, когда в цивилизованном мире начал набирать силу новый устойчивый тренд: перенос портов за городскую черту либо как можно дальше в море, и реновация промышленных территорий на месте прежнего расположения порта в центральной, исторической, самой ценной, а потому и самой дорогой части города. В результате реновации город получал новую рекреационную «зеленую зону», территории для возведение инновационного жилья премиум-класса, современное культурное пространство, большое количество рабочих мест в сфере обслуживания туристов и спортивных сооружений. Реновация кардинально преображала центральную часть города, делая ее туристической «фишкой» и часто — еще одной «визитной карточкой» города и страны.

Результаты такой реновации — на фотографиях ниже.

Порт Барселоны (типичных для Одессы портальных кранов
и жестяных «банок» для зерна в центре города-порта не видно...)

Порт Осло

Порт Генуя

Панорамный вид на порт Веккья, исторический центр города

Мы не будем подробно расписывать в этой статье все «изюминки» этих удивительных  проектов реновации, уже, вошедших в историю архитектуры и градостроения. На самом деле таких, уже реализованных проектов — несколько десятков, и вы легко найдете их детальное описание в Сети.

Кстати, генплан  Одессы предусматривает перенос грузового порта и контейнерного терминала за пределы исторической части города уже в ближайшие годы. Из генплана города:

Первоначально предполагалось, что наиболее «грязная» часть грузов, а в перспективе и весь  грузовой порт «перекочуют» в пределы глубоководного порта в Хаджибейском лимане, примыкающего к восточным границам города-миллионника. Однако в условиях недозагруженности  портов Украины сейчас в этом нет никакой необходимости. Территорию Одесского порта можно полностью «освободить» от грязных и других грузов элементарным перераспределением грузопотоков между соседними с Одессой портами. А что же вместо? Проект «Зеленый остров в центре Одессы» предполагает создание на освобожденной части территории «города будущего» -- естественно, с помощью широкого круга инвесторов. На поощади, освобожденной под реновацию, планируется создание жилых и офисных зон, парковых территорий, учебных и культурных заведений, формирование туристического и спортивного кластера — то есть того самого общественного пространства, которого так не хватает нашим городам, в том числе и Одессе.

Но это — лишь красивые планы и проекты…

Что же происходит в действительности?

На самом деле последние годы порт брутально наступает на Одессу. В самом порту, — то есть в историческом центре города, — активно наращивается перевалка сухих сыпучих грузов, чугуна, металлопроката; регулярно в центре Одессы появляются и уголь с железной рудой. Растет по городу трафик большегрузных автопоездов и железнодорожных составов, следующих в порт в центре города.

От шума, пыли с разбиваемых перегрузами дорог страдают уже целые районы центральной части города. Частные компании, арендующие у государства — с «позволения» руководства порта и за копейки — еще советские причалы, активно застраивают их мощностями именно по грязной перевалке. Например, в результате варварской застройки причалов компанией «Бруклин-Киев» зернохранилищами уже уничтожен историко-культурный вид из города на море с любимого когда-то одесситами бульвара Жванецкого. И с моря на город — тоже.

Характерный, и снова вопиющий пример. Есть в Одессе знаменитый Тещин мост:

Этот мост соединяет бульвары города -- Приморский и Жванецкого. Вид на море с этих, прежде любимых одесситами бульваров, а также расположенной на их стыке Колоннады уже перекрыт для горожан и гостей города «продуктами заработка» портовых воротил, т.е. новыми «банками» гигантских зернохранилищ. Сейчас в их планах -- перекрытие вида на море и со стороны Приморского бульвара и далее парка Шевченко. Лично премьер одобрял «операцию» реконструкции причалов порта под парком Шевченко для размещения там жутких зерновых «банок». Похоже, бывшему градоначальнику Винницы и нынешнему премьеру  Одессы не понять никогда. Но командовать ею хочется! А между тем некоторые, вчера еще романтические панорамы Одессы уже выглядят так:

А это вид с моря на Приморский бульвар (реконструкция)

Интересно, что если в самом городе одесситы еще как-то могут влиять на этажность новостроек, учатся отстаивать свои права, иногда даже заставляют власти города сносить наиболее уродующие город сооружения (или хотя бы лишние этажи), то в случае с территорией порта этого не происходит. Даже если завтра тут начнут воздвигать жестяные банки под зерно высотой с Эйфелеву башню, то портовики предложат одесситам воспринять происходящее как должное. А если  на территории порта воздвигнут терриконы угля и железной руды, то и это безобразие будет защищаться портовым начальством со всем «государственным» энтузиазмом. И в этом случае, у одесситов никто не станет спрашивать, что в порту размещать, а о чем и помышлять не стоит; что можно грузить днем или ночью, и  будет ли при этом страдать городская экология.

Причем, здесь не так уж важно, кто они, эти арендаторы, устраивающие экологический Армагеддон в исторической части Одессы? Юрий Губанков, Александр Жуков или кто-нибудь другой со столь же громкими фамилиями. У многих из них есть официальные биографии… Некоторые, правда,  фигуранты сайтов с криминальной тематикой, стоит лишь погуглить. Главное в этом «бизнесе» то, что эти люди не живут в Одессе, они арендуют для частного бизнеса фактически лучшие городские территории, но не у нас, одесситов, а у Фонда Госимущества Украины, т.е. у центральной власти страны.

То есть арендатор и арендодатель НЕ ЖИВУТ В НАШЕМ ГОРОДЕ, подчас даже не бывают в нем, не понимают самобытности Одессы и, естественно, даже не читали Генплана развития города. Важно и другое: граждане-арендаторы из других стран, которых с Одессой связывает только далеко расположенный бизнес, бесконтрольно распоряжаются нашим историческим наследием, используя его, а фактически будущее города,    исключительно как источник личного заработка.

Причем, эти чужеземные арендаторы извлекают прибыль только и исключительно на причалах Одессы, ведь нигде в мире их портовые бизнесы больше не представлены. Годами нещадно эксплуатируются причалы и краны возрастом под 50 лет, так как, якобы, «госпорт сам свое имущество не может эксплуатировать эффективно»... Конечно, «не может»! Намного проще наблюдать за сданным за сущие копейки в аренду, давно самортизированным советским портовым оборудованием и рассказывать очередные сказки про неэффективность госуправления в портах. Не зря недавно посетившая город делегация Мирового Банка назвала территорию порта в Одессе «Музеем портового хозяйства 19-го столетия».

Может быть, частный бизнес, взявший под контроль фактически весь государственный Одесский порт, приносит городу и государству большие деньги?

Нет. Благодаря схемам уменьшения базы налогообложения и выносу точки прибыльности за пределы Украины, стивидорные компании недоплатили в бюджет не менее 500 млн грн. Об этом написал в своем блоге на «Обозревателе» начальник Офиса крупных налогоплательщиков Евгений Бамбизов. По словам чиновника, полмиллиарда — это предварительная сумма, в реальности она может быть значительно выше, что и выясняют сегодня проверяющие.

А пока только Одесское управление Офиса доначислило работающим в портах частным компаниям 100 млн. грн. налогов, но и те уже обжалуются в судах. Бамбизов описал и схему, которую используют стивидоры. Оказалось, что контроль над деятельностью почти всех зерновых терминалов в портах сосредоточен в руках нерезидентов — связанных лиц. Поэтому теперь услуги перевалки оказываются «предприятиями-связанными лицами» «предприятиям-нерезидентам», которые являются посредниками, имея к тому же оффшорный статус.

Так что оплату услуги они разделяют на две части: треть выплачивают украинскому оператору, а две трети -- связанной с компанией-стивидором материнской компании, зарегистрированной в стране со льготным налогообложением. Бамбизов призвал стивидоров сознательно (ха-ха-ха!) перейти к полноте декларирования и возвращении точки прибыльности в Украину. Похоже, кроме призывов к честности, иных механизмов воздействия на «оффшорных» стивидоров, работающих в портах Украины, у ГФС нет. При этом, заметьте, оффшорные «деятели» перегружают украинское зерно, которое и без них было бы перегружено покупателям в украинских портах, на государственных причалах. Но почему-то сливки снимают арендаторы причалов, а не сами порты?

Что же тогда получает от порта сама Одесса?

На фотографиях, снятых с квадрокоптера, хорошо видно, что порт при погрузке пылит постоянно, по 24 часа в течение семи дней в неделю, и грязь с причалов смывается дождями в акваторию порта с той же интенсивностью.

 

Одесский залив, в центре которого расположен порт, находится всего в 100 метрах от городских пляжей. Сама же Одесса располагается в заливе-чаше с откровенно слабой проточностью воды, и потому локальных течений недостаточно, чтобы обеспечить отвод постоянно грязной воды порта от пляжей города. К тому же, течения в районе Одессы направлены преимущественно вдоль побережья на запад (внутри самой бухты течение наблюдается циркуляция) в сторону других курортных жемчужин — Затоки и Днестровского лимана.

В самой же Одессе промышленная запыленность от портовой деятельности, загазованность от транспорта, обслуживающего порт, ощущается постоянно. Особенно летом, когда в регионе слабые ветра. Одесские хозяйки хорошо обстановку с грузовыми работами в порту определяют по цвету белья, вывешенного на просушку на ночь: если грузят  зерно, белье покрыто белой зерновой пылью, если руду или чугун, оно за ночь чернеет.

Иллюстрация Мирового банка (исследования Piter Bingham, 2017 год).

Как видим, ветер со стороны порта сдувает зерновую пыль в сторону Одессы и в разгар курортного сезона, в августе, и в «бархатный сезон», в сентябре. Кроме тог, ветер переносит зерновую пыль на запад и восток, вдоль курортного побережья

С учетом того, что пылят практически все грузы порта — зерно, глина, руда, металлопрокат, чугун и т.д. --  в бухту смываются дождями и снегом масла и присадки, — можно представить себе какой химический «коктейль» образуется в маленьком водоеме, доставшемся порту  в пользование от города.

На фотографиях ниже видны кучи какой-то навалочной химии белого цвета. Этот груз лежит в порту уже несколько месяцев, старый причал весь изъеден дырами, и химия обильно просыпается-стекает через эти дыры прямо в бухту.

На фото отлично виден новый контейнерный терминал стоимостью в 1 млрд. долларов США (деньги в пропорции 50/50 инвестировали государство и немецкий инвестор). Терминал сдан еще четыре года назад, но пустует. Судно международного экспедитора «Маерск» на этих фото стоит у старого причала, а все грузы, как и раньше, размещаются на старых, еще «советской» постройки площадях. Миллиард выброшен на ветер, но об этом мы поговорим позднее.

На фото  хорошо видно и то, что порт — узкая полоска суши между морем и лучшим одесским парком культуры и отдыха им.Шевченко. И эта полоска суши служит исключительно кучке «зарубежных» (в том числе и российских) «партнеров» Одесского порта, так как практически все их прибыли от эксплуатации порта, повторимся, уходят в оффшоры.

Одесситам же остаются уничтожаемая экология, разбитые дороги, глумление над историческим центром Одессы и туристической привлекательностью города.

Здесь хорошо видно, что разросшийся в последние годы порт просто продолжает парк Шевченко, «отрезая» его от моря.

В свете сказанного возмущают бесцеремонные планы портовиков, собирающихся продолжить экспансию в центр города. Так, 7 февраля нынешнего года в Администрации Одесского морпорта состоялось заседание Совета предприятия, на котором утвердили планы по наращиванию портовых мощностей, строительству нового причала, реконструкции старых, модернизации подъездных ж/д путей и т. д.

Это решение чревато атакой на центр Одессы дополнительной тысячи перегруженных тягачей и сотен тяжело груженных вагонов, со всеми связанными с этим  пылью и грязью, шумом и вибрацией, новыми строительными работами на центральных магистралях, соединяющих спальные районы с офисным центром, появлением новых железных монстров на кромке моря, сужающих жизненное пространство одесситов.

При этом забыто, что согласно генеральному плану города, обработка навалочных и насыпных грузов должна быть вынесена за пределы города в течение двух следующих лет. Эксперты портовой отрасли годами не могут объяснить в АМПУ и МИУ, что все грузы для Одессы, без исключения, могут быть спокойно перегружены в портах (Южный, Черноморск), специально построенных в СССР для этих целей. И это будет происходить без каких-либо потерь для государства, т.к. все портовые сборы от этих грузов останутся в Украине. А кроме того, можно подключить к делу государственных стивидоров в Южном и Черноморске, вместо того, чтобы «кормить» с помощью мутных оффшорных схем арендаторов-иностранцев, окопавшихся в Одессе.

И напоследок. Оказывается, что для перевалки зерна в портах Украины нет необходимости в новых терминалах. Тем более у нас. В 2016 году валовый сбор зерна в Украине составил 66 млн. тонн, из них на экспорт ушло 38,5 млн. тонн — и это при существующих в портах Украины мощностях по перевалке зерна в 62,2 млн. тонн. В 2020 году при благоприятном стечении обстоятельств и стремительной модернизации аграрного сектора Украины возможен валовый сбор, равный 80 млн. тонн зерновых, а прогнозируемый экспорт — около 43 млн. тонн.

То есть значительный избыток терминалов есть уже сегодня, а через 2-3 года прогнозируется двойное превышение мощностей по экспорту зерна над максимально возможным урожаем! Но тогда, чем,  кроме преступления против Одессы и одесситов, можно назвать строительство новых зерновых терминалов в самом центре города?! Государству они не нужны, для города вредны, налоговые поступления от этой деятельности элементарно разворовываются… Кому тогда нужен этот бизнес? Исключительно арендаторам и тем, кто «руководит раздачей им причалов»! Кому же еще?!

А тут еще эксперты Мирового банка в портовой отрасли рекомендуют Одессе целый комплекс мер, которые могут снизить негативное влияние местного порта на экологию. Это и постройка нового, в обход города (?!) заезда в порт, и запрет на въезд в город грузовиков с превышающими нормативы выбросами и тоннажем, и переоснащение портовой техники современными дизельными двигателями с низким выбросом вредных веществ и шумом, и вообще, отказ от дизельных двигателей в пользу электрических везде, где это только возможно, и замена дорожного полотна в порту, и т. д., и т. п. Цель — доведение порта Одессы до классификации Smart Port,  предприятия технически современного и дружественного к экологии. Помимо того Мировой банк рекомендует немедленно начать планирование переноса из Одесского порта в порт Южный перевалки всех сухих сыпучих грузов, включая зернщ (по состоянию за 2016 год это почти 10 млн. тонн).

Но прекрасные, здравые советы международных экспертов, лучшие мировые примеры реновации морских портов в таких столицах, как Хельсинки, Марсель, Роттердам, — ни городским властям Одессы, ни Администрации морских портов Украины, ни руководству Министерства инфраструктуры НЕ НУЖНЫ. Нужны исключительно доллары на оффшорных счетах, обильно снимаемые с дармовой эксплуатации совковых по качеству причалов.

Кому прибыль, кому — взятки, кому — красивые цифры в чиновничьих отчетах, а кому -- разрушенные дороги, уничтожаемая экология, шум, пыль, снижение привлекательности уникального украинского города для туризма, отдыха, развития спорта.

...Одессе досталось от природы соседство с морем -- неповторимая, прекрасная бухта-укрытие, теплое море и легкие бризы. Но оказывается сегодня самобытный город, примыкающий к территории порта, это лишь плацдарм для обогащения кучки иностранцев, беззастенчиво насилующих Одессу.  При молчаливом согласии властей и преступном соучастии чиновничества.

(Продолжение следует).

Александр Захаров, депутат Одесского городского совета
Аргумент