Внимание! В меню нашего интернет-портала появилась опция «Сетевизор». Если вы нажмете на эту кнопку, сможете смотреть в режиме онлайн программы четырех телеканалов – «NewsOne», «112-ый», «24», «ZIK». Не упускайте эту возможность!


 

А. Ройтбурд начинает «влиять»

А. Ройтбурд начинает «влиять»

Когда я нашел во фейсбуковской френд-ленте этот пост художника Александра Ройтбурда, мне тут же захотелось его опубликовать. Делаю я это в надежде на то, что он выполнит свое обещание и напишет со свойственным ему отвращением к поддавкам и фальши еще два-три текста на обозначенные в первом темы урбанистики и культуры. А поскольку А. Ройтбурд, человек знающий,  умный и приглядливый, собирается писать об Одессе, или, как он неоднократно язвил, о «пгт адесочка», его анализ тенденций в обозначенных сферах, наверняка, принесет городу практическую пользу. Глядишь, к дискуссии присоединятся другие и взамен эксплуатации пропахших нафталином мифов о том, чего никогда в полной мере не бывало и, конечно, уже не предвидится, наши с вами земляки сосредоточатся на том, что, по-Ройтбурду, сегодня наиболее важно. Я имею в виду существующий в самом приблизительном виде, даже не эскизном, а где-то на уровне хаотических набросков одесский концепт.

Трудно не согласиться с автором, утверждающем, что технократическая версия будущего города, как и промышленно-производственный или портовый его варианты, сегодня уже нереализуемы. Правда, не могу согласиться с упоминанием о градообразующей функции, которую якобы некогда выполнял порт. Античная его значимость была, скорее, плодом воображения одесситов, нежели фактором городского развития. Предприятие это и в пору процветания Черноморского морского торгового пароходства было достаточно маленьким. Нынче же оно и вовсе становится угрозой для города и горожан, ибо, будучи фактически розданным в аренду множеству частных фирм, которые неумеренно наращивают в своих интересах объемы  операций с насыпными грузами – в частности, с зерном,  попросту инфицирует биологической пылью  атмосферу  центра Одессы, резко снижая ее курортно-туристический потенциал. Как тут не вспомнить о безуспешной, к сожалению, борьбе местного городского головы Э.Гурвица с хитрованом экс-начпорта  Н. Павлюком, тем самым, который с помощью наемных политтехнологов некогда обещал лихо справиться со свойственной провинции эректильной дисфункцией  («Павлюк поднял порт - Павлюк поднимет всё!). Э. Гурвиц, мечтая об Одессе-курортной, настаивал на эвакуации погрузо-разгрузочных мощностей за пределы  городского ареала, а Н. Павлюк охотно ассимилировал бы как портовую территорию всю  Пересыпь.

Но это так, реплика в сторону. В целом же вступительный блог А. Ройтбурда мне кажется убедительным, даже в утверждении, что и айтишникам тут придется несладко, хотя, казалось бы, что им может помешать. Как тут не вспомнить об одной из Шустеровских передач, где пройдоха Тандит из СБУ нагло «наезжал» на одну из таких фирм, которую его коллеги обокрали во время очередного маски-шоу, как я понимаю, лишь за то, что ребята, на взгляд нашей гордой разведки, слишком хорошо зарабатывали.

Благодарен я  А. Ройтбурду и за упоминание об одесском урбанисте Евгении Оленине и его «амбициозных проектах». Думаю, именно то невыносимое, невозможное обстоятельство, что Жене, с которым я дружил и которого высоко ценил и ценю как талантливого проектировщика и мыслителя, не дали реализовать в Одессе  ни одного из  крайне любопытных его проектов, слишком рано загнало его в могилу. Главным препятствием на пути изобретательного творца был вице-мэр тех лет М. Кучук  (увы, не без ведома начальства – Э.Гурвица, который в данном случае выступил ретроградом). Когда я теперь смотрю на банальную, с моей точки зрения, стеклянную конфигурацию ТЦ «Афина», перегородившую перспективу со стороны Греческой улицы на Спасо-Преображенский собор, мне вспоминается Оленинская клаузура (объемный бумажный макет) знаменитого Овального дома на площади, разрезанная по короткой оси, с заваленными под тупым углом плоскостями здания, что открывало свободный обзор на Соборную площадь. Выдумка Оленина, основанная, если не ошибаюсь, на изучении архива архитектора Фраполли, была, на мой взгляд, любопытнейшим планировочно-архитектурным решением…

Давайте-ка на этом и остановимся – а то снова уйду куда-нибудь в сторону.  Читайте статью А. Ройтбурда в авторской «транскрипции» и «держите кулаки» за то, чтобы он продолжил свои Одесские штудии. Теперь, после того, как и губернатор назвал его весьма влиятельной личностью, отступать ему будет не с руки. 

В.Барановский

если кто-то помнит, я грозился начать влиять и разродиться серией постов об одессе и переживаемой ей культурной катастрофе. мне даже подсказывали название: не то «письма из далека», не то «советы постороннего». я вспомнил даже такое как «несвоевременные мысли» но больше всего захотелось назвать это «записки в мертвый дом». хотелось бы, но я воздержусь - дом пока не мертвый, а полумертвый. хотя у меня стойкое ощущение, что я – свидетель агонии.

при совке у партии и правительства до одессы не доходили руки. развитие одессы прекратилось в 1913 году. с тех пор центр города почти не трогали. в центре почти нет конструктивистской архитектуры, а сталинский ампир (в провинциальной лайт-версии) строили в основном на месте разрушенных в войну зданий. я вырос в сильно обшарпанном городе девятнадцатого века, и в этом была своя прелесть. позже, бродя по улицам европейских городов, я то и дело ловил себя на мысли, что в одессе моей юности можно было спокойно снимать кино о европе. сейчас уже нельзя. последние лет двадцать-двадцать пять, с тех пор, как город начали как бы улучшать и развивать, он с каждым годом становится все хуже и хуже и все меньше напоминает европейский.

дело тут не только в уровне мышления и культуры тех, кто инвестирует в строительство и реконструкцию одессы и нацелен исключительно на извлечение быстрой прибыли от реализации своих одноходовых проектов, убивающих перспективы города. и не только в тотальной коррупции центральной и местных властей. главная причина - город утратил свою базовую функцию и не сформулировал для себя внятного проекта будущего.

когда-то, общаясь с покойным евгением олениным, первым одесским урбанистом, так не реализовавшим в городе ни одного из своих амбициозных проектов, я услышал печальный прогноз. он предрек одессе судьбу таганрога, бывшего до основания одессы главным южным портом империи, а потом деградировавшего до уровня захолустного райцентра.

южными морскими воротами империи одессе уже не быть - в силу распада империи, геополитического выбора украины, превращения россии, станового хребта империи, в страну-изгой, наконец, изменения структуры мировой экономики.

деиндустриализация одессы тоже необратима. шансов на возвращение в индустриальную цивилизацию у украины сегодня нет. полуфантастический сценарий прорыва в постиндустриальную цивилизацию - и тот более реален. городу срочно нужен новый концепт, и выстраивать его на идее развития порта так же глупо, как пытаться реанимировать угольную отрасль донбасса в случае его возвращения. эти поезда поуходили. когда я вижу чудовищно разросшиеся в последние годы портовые мощности, простаивающие в отсутствии судов, я думаю только о том, сколько денег было выброшено на ветер. как ни расширяй порт, как ни заполняй его судами, современные технологии в разы и даже на порядок сокращают количество людей, занятых в обслуживании грузопотока. сегодня достаточно 500 человек там, где в 70-е годы требовалось 5 тысяч. одесский порт может зарабатывать деньги, но больше не может быть градообразующим предприятием.

у одессы есть всего несколько сценариев развития. основные - это силиконовая долина, транспортный хаб и туристический центр.

создать условия для IT-бизнеса в украине способна только центральная власть. пока что она его душит налогами и бюрократическими рогатками. вследствие чего проект силиконовой долины для одессы можно переложить в папку «прекрасные мечты». идея транспортного хаба возникла в связи с угрозой исламизации турции. сегодня эта проблема еще актуальнее, но, пока не решены вопросы донбасса и крыма, об этом тоже можно забыть. даже если вынести за скобки все ту же коррупцию. а вот о туристическом сценарии можно поговорить подробнее.

его реализацию вполне реально запустить снизу. я уже писал о том, что сегодня одесса для туризма непривлекательна. город рассчитан на прием отдыхающих. я писал о том что одессе надо не гоняться за количеством приезжих/отдыхающих, а думать о том, чтобы их вытеснили туристы.

отдыхающий остановится в хостеле, пойдет на грязный пляж, сфотографируется на дерибасовской, купит двухлитровое пиво «янтарь» и чипсы и отпугнет десяток цивильных туристов, каждый из которых потратил бы в разы больше чем этот отдыхающий. турист в одессу приезжает максимум на уикенд, хотя мог бы приехать бы в среднем на неделю, остановиться в отеле или демократичных, но пристойных апартаментах, тратить деньги в ресторанах и ходить на пляжи с сервисом. если бы ему город предложил что-то, ради чего стоило бы задержаться. но одесса делает ставку на массовку. на нее рассчитана культурная программа одесского лета - жрите, бухайте, слушайте российскую попсу и смотрите на муралы и фестиваль фейерверков.для превращения одессы в туристическую мекку нужны две вполне мирные революции - урбанистическая и культурная.

в урбанистике я ничего не понимаю но в меру понимания выскажусь. о культуре постараюсь написать подробнее.

Александр Ройтбурд 

 

 

Добавьте новый комментарий