Внимание! В меню нашего интернет-портала появилась опция «Сетевизор». Если вы нажмете на эту кнопку, сможете смотреть в режиме онлайн программы четырех телеканалов – «NewsOne», «112-ый», «24», «ZIK». Не упускайте эту возможность!


 

Надежда на "ревитализацию страны"

Надежда на "ревитализацию страны"

Постоянное пребывание народного депутата Надежды Савченко на разного рода телеканалах, ее откровенный, без обиняков обмен мнениями с телезрителями, ее прямое и честное общение со страной – все это стало  для нас не только привычным, но насущно необходимым. Ведь если нравоучительные, иной раз прекраснодушные, чаще исполненные лукавства, расчетливые или очевидно лживые сентенции ее парламентских коллег, в силу перечисленных  свойств, «влетая в одно ухо, тут же, как лом, вылетают из другого», то сказанное ею, неизменно эмоционально, сильно, на пределе чувств, надолго остается в памяти… 

Её можно сколько угодно «троллить», можно распространять о ней чудовищную «дезу», обвинять во всех смертных грехах, смеяться над ее манерой порою по-военному рубить сплеча, не задумываясь о том, что за ней постоянно следят сотни придирчивых  глаз и любой, чисто технический промах, немедленно оборачивается приговорами, взывающими к объявлению ей общественного остракизма. Однако даже самые последовательные, наиболее хорошо накормленные властями ее недруги вынуждены признать, что им интересно Надежду слушать, следить за нею, и, оценивая ее слова и поступки, прикидывая, как бы побольнее укусить, они, тем не менее, независимо от данной им сверху установки, вынуждены в подавляющем числе случаев признавать за нею абсолютную, основанную на трезвом анализе фактов и политических тенденций, правоту.

Навешивая на нее какие-то уничижительные ярлыки  – психотичка, солдатка, безграмотная, сильно пьющая, марионетка, курящая, -- они, беспробудные трезвенники,  убежденные во вреде табака, тем не менее, зачарованно пялятся на телеэкраны, внимая «сумасшедшим речам» Надежды и переживают вполне естественные для мужеского племени (а сражаются с ней в основном альфа-самцы из политологических джунглей) эмоции, зафиксированные народной мудростью в простенькой и завистливой поговорке «хороша Маша, да не наша». 

Может быть, именно потому, что вся эта свора гончих, выпущенная Банковой по следу Надежды Савченко, не может унюхать малейшего повода, чтобы вцепиться в нее, так сказать, на законных основаниях, они  облаивают ее все более скучно, без особого энтузиазма,  и в их хриплых голосах все чаще слышатся одни и те же надоевшие интонации.   Вот недавно в эфире на 112-м телеканале, где  ей пришлось дискутировать (ежели глухую защиту противоположной стороны можно назвать дискуссией) с членом БПП Арьевым, в ответ на обращенный этому нардепу укор в двоедушии его политической фракции, она вдруг услышала, казалось бы, давно отработанный контраргумент: а ты, мол, «проект Медведчука и потому от тебя, дескать, ожидать нечего… Нет, чтобы ответить, как сообразуется с национальными интересами попытка протащить под давлением МВФ через парламент закон, снимающий запрет на вывоз леса-кругляка, хотя Карпаты уже наполовину облысели!  Как говорится, приехали. «На дворе стоит забор, а на нем мочало. Наша песня хороша – начинай сначала».

Притом особое раздражение вызывает определенность, с которой Н. Савченко изъясняется на всякие скользких темы украинской политики, которые ее оппоненты либо, пользуясь формулой умолчания, обходят, либо, опять же, упоенно на этот счет лгут. Ближайший пример – Крым, который вся эта публика обещает возвратить Украине, если не завтра, то в ближайшем будущем. Н. Савченко –- единственный подлинный «государственник»,  не  склонный ни романтизировать показной патриотизм своих, чтоб им пусто было, коллег, ни замалчивать факты, уже ставшие историей, ни навязывать последней сослагательное наклонение. Как ее могут приветствовать всякие Арьевы и Винники, если она с жесткостью хирурга вскрывает пульсирующий, переполненный гноем сепаратизма и несбывшихся надежд нарыв, напоминая о преступлении, совершенном «переходным режимом» сразу после Майдана, когда революционный потенциал и международная поддержка протестующего украинского народа были еще весьма высоки. Тогда, уверена она, еще можно было воспрепятствовать «зеленым человечкам», не дать им захватить полуостров. Армия ждала и не получила соответствующего приказа. А теперь поезд ушел. Крым, возможно,  станет когда-нибудь снова Украиной. На  свете нет ничего невозможного.   Но обещать, что это дело    ближайшего будущего, произойдет чуть ли не в каденцию нынешней ВР, глупо и лишено логики. Могут ли с такой Савченко, упорно не желающей маршировать в ногу со всеми, смириться члены несуществующей коалиции и верховные их поводыри? Разумеется, нет.

Оттого-то и вызвало волну страшного раздражения выступление Надежды Савченко в Польше, перед студентами и педагогами университета в Познани и, тем более, на тему "Україна: між Європою та Азією».  Ведь лицемеры из местного истеблишмента отлично понимали, что ее «лекция» вряд ли будет носить академический характер, что  жанр ее встречи со студентами обозначен таким образом просто по университетской традиции, а говорить этот «лектор» станет, скорее всего, о том, что болит, -- о насущном, о состоянии дел в Украине, ее ожиданиях, роли в  разрешении украинского кризиса старой Европы, которой стоит, наконец, понять, что поднявшаяся с колен страна – единственный форпост  на пути агрессивной и консервативной азиатчины, Орды-Московии, готовой при первой возможности устремиться на Запад. Так что нечего, убедившись в том, что все так и было, истерически вопить, будто Н. Савченко опять унизила Украину, обвинила ее в том, что она начала войну на Донбассе, запуталась в терминологии и так далее. Впрочем, это совершенно в стиле примитивного восприятия А. Голобуцкого -- есть у нас такой политический аналитик, который, приступая к своим обличительным экзерсисам в пользу Банковой, видит перед собою не живого человека, а цель, по которой нужно как можно больнее ударить и желательно ниже пояса. Я же призываю вас обратить внимание на главное в этом международном визите.

Разумеется, в моем переложении все, что говорила в Познани Надежда выглядело бы не совсем точным, а в таком деле важны мельчайшие нюансы – эмоции, колебания настроений, реакцию зала и пр. Поэтому не стану заниматься отсебятиной. Если кому-нибудь интересны подробности, есть возможность открыть «видео» в конце публикации и поприсутствовать на этой импровизированной встрече лично. Хочу лишь обратить ваше внимание на несколько существенных моментов.

Во-первых, Н. Савченко, чутко воспринимая характер аудитории, царящую в ней атмосферу, решила, при всей своей склонности к многосложным формулировкам, свести информацию, которую ей предстояло сообщить студентам, к нескольким базовым постулатам. Что, задалась она сразу вопросом, обеспечивает человеку устойчивое, равновесное положение в нашем изменчивом мире? И ответила так – ощущения безопасности, благополучия и свободы. Исходя из наличия, отсутствия или меры этих, всё определяющих ценностей, общество и находится на определенном этапе развития, так или иначе идентифицирует себя в цивилизационном пространстве, крайние полюса которого – Азия и Европа. А уж тут всё по старинной пословице – «кому щи пусты, а кому жемчуг мелок». Ежели придерживаться «азиатского вектора», то, коли не убивают, хватает в избытке хлеба с водой  и  не сажают ни за что, ни про что за решетку, – уже хорошо. Европейский же вынуждает задумываться не об одной лишь физической безопасности, но о надежной защите собственности, экономической стабильности, личностных прав; на этом векторе понятие «благополучие» определяется не только степенью полноты потребительской корзины, но, скажем, удовлетворенной жаждой путешествий и доступностью  иных «излишеств» для души и разума; да и «свобода» толкуется как право на самовыражение и автономность, в том числе -- в национально-культурной сфере.  Отсюда и необходимость реформирования страны, которая, все еще обретаясь между этими полюсами и, в общем-то, не ощущая драматичности своего украиноцентризма, объективно стоит на пороге серьезнейших перемен. Народ, находящийся в этом смысле – со всей своей исторической тягой к свободе и независимости (о чём свидетельствует вся наша история) – в самом передовом европейском контексте, в  технологическом плане, в области экономики, производства, даже внутригосударственных отношений,  все еще томится в  плену замшелой азиатчины, усиленной традиционной коррупционностью властей предержащих. Однако украинцы мечтают не существовать по лицемерной российской формуле – лишь бы не было войны, -- а полноценно жить. И эта их духовная тяга взывает к немедленным действиям. Не к половинчатым мерам, а к решительной ликвидации нынешней политической системы, в расчеты которой вкралась или намеренно заложена  ошибка, устранить которую, не задевая основ, невозможно.

Не знаю, как поступили бы на месте Н. Савченко записные политологи, но она, усваивающая их хитроумную науку на ходу (и это одно из ее явных дарований), использовала на сей раз доходчивый мнемонический прием – предложила студентам вообразить для простоты украинскую политическую модель в виде пирамиды, вершина которой благодаря нещадной эксплуатации общества – утопает в шоколаде, основание же удовлетворяется сиротскими харчами. Затем лихо перевернула ее острием вниз, утверждая обратный порядок вещей, когда во главе угла оказывается личность, человек конкретный, его интересы, потребности его семьи, окружения, а уж затем – вожделения общества, государства. Нужно ли говорить о том, что вторая конструкция, пусть и поданная аудитории в схематическом виде, нашему лектору кажется куда более разумной.

Не буду продолжать. Услышите все сами. Однако добавлю: стилистика общения Н. Савченко с аудиторией, лишенная позы и чванства (как-никак,  государственный деятель, могла бы и повыпендриваться перед юношеством), толерантная и подчеркнуто дружелюбная, не исключала того, что она, несмотря на явные трудности перевода, время от времени огорошивала слушателей неожиданными пассажами, наподобие рассуждений вслух о хрестоматийном европейском свободолюбии.  

Для того, чтобы понять, каково в Европе «з вільним духом», задумалась в какую-то минуту Надежда, нужно нафантазировать – ради эксперимента, – что у ее граждан эти самые свободы на время забрали. Вот тогда-то и будет видно, кто чего стоит. Когда система у тебя ничего не отбирает, сказать, каков ты на самом деле, трудно, если, в принципе, возможно…  Рискованное заявление? Конечно. Но, как известно, Н. Савченко играть в поддавки не любит. И не стала. Даже во время визита вежливости, перед студентами и тамошней профессурой.

Впрочем, самое, как мне кажется, главное началось после того, как условный «лекционный дискурс» был преодолен. Вот тут-то Н. Савченко развернулась в полную силу. Прекрасно видя, что умозрительные построения окажут на сознание слушателей какое-то воздействие лишь в том случае, если их  спроецировать на достоверный житейский фон, она резко, уверенно, безо всякой политкорректности совершила на глазах у всех короткий экскурс в украинскую политреальность, продемонстрировала ее лицемерие, циничность, коррупционность, причем  без колебаний  назвала  президента главным мздоимцем страны. И сделала это для того, чтобы еще раз аргументировать тот факт, что смена политсистемы в Украине назрела, и теперь дело лишь за воплощением социальных ожиданий украинцев в жизнь.

Всякий те перь вправе был бы спросить ее: как этот отчаянный план осуществить на деле? И получил бы ясный и весьма обстоятельный ответ, точно такой, каким был ее монолог в Познани, адресованный не только студентам, но в целом польской интеллигенции, тем кругам вчерашней Ржечи Посполитой, которые по-прежнему испытывают к нам симпатию. Снова придется повторить надоевшее вам, по-видимому, заклинание: я не буду перечислять и этих пунктов выступления Н. Савченко. Прежде всего, для вас гораздо важнее услышать все это лично от нее. Во-вторых, каждое из ее соображений, связанных с весьма непростым процессом «ревитализации» страны, от раза к разу – в ее транскрипции – звучит все более четко. Внятно проартикулированное в Познани – от новой редакции закона о выборах и принципов формирования профессионального правительства до механизма отзыва депутатов и организации референдумов, которые должны сопровождать нашу общественную жизнь на всех ее этапах, -- это, по сути дела, концепт программы «Гражданской платформы Надежды Савченко». Ото дня ко дню, регулярно что-то уточняя, подвергая дополнительной редакции, Н. Савченко достигла той точки невозврата, за которой должно последовать – в точном соответствии с направленностью ее концепции – всенародное обсуждение  плана переустройства  Украины.

Плод уже созрел. Я слышал краем уха, что существует некий проект, который может в течение достаточно короткого отрезка времени не просто  переместить упомянутый политический план в фокус общественного внимания, но консолидировать вокруг него наиболее деятельных, опытных, разумных наших соотечественников, профессионально подготовленных для осуществления самых разных видов творческой деятельности; поднять их посредством социальных лифтов  на ступень практического выполнения самых сложных, существующих пока в теоретическом виде наработок Савченковской команды.

Посмотрим, так ли это? В любом случае, потенциал ею накоплен огромный и то как, с каким энтузиазмом и убедительностью она сегодня поведала о своей «дорожной карте» Европе, всецело подтверждает этот оптимистический тезис.  И уж наверняка, доказывает, что липовым соцопросам, в которых ее имя даже не упоминается, не следует придавать никакого значения.   Не знаю, как там будет с президентством – у нынешнего «очильника», если не врать, как это делают порохоботы,   рейтинг давно должен рухнуть в зону отрицательных величин, -- но что касается  очередного созыва парламента, то фракция Н. Савченко может стать одной из самых многочисленных.  Если украинцы этого не поймут, на их надеждах зажить, наконец, достойной человека жизнью можно будет поставить жирный крест.

Ну и последнее. Заметьте,  Надежда Савченко побывала в Польше в самый разгар ожесточенных трений между историками и политиками с двух сторон, связанными с несходной трактовкой ряда исторических событий. И  я считаю ее визит счастливым для нас предзнаменованием. Надежда пошла на то, что давно стоило бы сделать первым лицам обоих государств. Она склонила голову перед поляками, имеющими основания, укорять украинцев в несчастьях, постигших их дедов и прадедов, и во всеуслышание простила тех из них, кто был повинен в свое время в бедах, обрушившихся на головы наших недавних и далеких предков. Всем бы нам так. Да ведь не каждому дано…   

Валерий Барановский

Н. Савченко в Познани:

 

Добавьте новый комментарий